Ниже — наши наблюдения о специфике ведения переговоров. Они могут быть полезны тем ИТ-компаниям, которые впервые начинают работать с азиатскими рынками, в частности Сингапуром.
1. Заручитесь поддержкой кого-то «с другой стороны»
Нам очень повезло — на переговорах со стороны заказчика был сторонний эксперт Чарльз. Он должен был оценить нашу экспертность и нам нужно было произвести на него хорошее впечатление.
Важно было не только с ним соглашаться, но и отстаивать свою позицию. Он внимательно слушал предложения, изучал кейсы. И, судя по всему, подтвердил нашу состоятельность — после первого дня в переговорах не участвовал.
Периодически он вступал в споры с заказчиком во время обсуждения. В этих случаях мы принимали одну из сторон, служили мостом между экспертом и заказчиком.
Важно, чтобы вашу компетентность мог подтвердить кто-то, кому доверяет заказчик.
2. Не злоупотребляйте разговорами на родном языке, контролируйте мимику и жесты
С нашей стороны в переговорах принимало участие три человека: я, Степан и переводчик. Иногда для согласования наших действий мы переходили на русский, но старались делать это коротко и по делу.
Разговор, который ведут на чужом языке, — это всегда стресс для того, кто его не понимает. Особенно важно в таких случаях контролировать мимику, тембр речи, реакции, нельзя шептать или смеяться.
Все сингапурцы хорошо знают английский язык, он даже официальный, наряду с тремя другими. К тому же не совсем идеально знающему язык их понять проще, чем американцев или англичан, это более простой английский.
3. Изучите национальную культуру, но не зацикливайтесь на ней
Большинство населения Сингапура, почти 75%, как и наш заказчик — китайцы. Но в целом Сингапур — это многонациональная страна, и мультикультурность там продвигается на уровне государства. Это мировой экономический центр, здесь уже привыкли вести дела с иностранцами.
Сингапурцы с пониманием относятся к тому, что европейцы не знают всех тонкостей местной культуры — вы не Марко Поло, впервые открывающий Китай. Главное — оставаться воспитанными людьми: уступать старшим, не перебивать, быть вежливым.
Узнать о культуре, конечно, стоит. Во-первых, людям нравится, когда кто-то проявляет интерес к их культуре, во-вторых, для вас самих не будет в диковинку, когда взрослый и уважаемый человек вдруг начнет накладывать вам еду в тарелку и кормить чуть ли не с ложки.
Интересный момент: когда готовились к поездке, прочитали в интернете, что во время бизнес-переговоров лучше не дарить подарки. Они могут быть восприняты как взятка и чуть ли не оскорбление.
Нам снова повезло — наш переводчик до этого долго жил в Сингапуре и был лично знаком с заказчиком, мистером Сун. Оказалось, что он как раз будет рад подаркам и всегда их принимает. Так что бочонок алтайского меда сейчас в Сингапуре.
4. Забудьте о торгашах с тайских базаров
Когда мы готовились к поездке, то были уверены, что с нами будут торговаться до последнего. Но все оказалось с точностью до наоборот. Прогуливаясь по рынкам Сингапура, мы с удивлением увидели, что там никто не торгуется, кроме разве что индусов.
В ходе переговоров мы поняли, что заказчику интересно с нами работать в том числе и из-за стоимости работ: цены на маркетинг и разработку в России гораздо ниже местных, поэтому торговаться никто не собирался. Со своим предложением мы попадаем в удобную позицию win-win, когда стоимость работ устраивает обе стороны.
К слову, почти все сферы бизнеса в Сингапуре строятся на импорте: от пресной воды до разработки в ИТ. С Россией тут конкурируют Вьетнам, Индия и Малайзия.
5. Уделяйте внимание неформальному общению
Ещё одна черта, которая иногда встречается и в России, но редко — когда заказчик по своей инициативе идёт на неформальное общение и придаёт этому большое значение.
В России формат «а давайте отдохнем в сауне» со стороны заказчика чаще всего — это попытка получить скидку «по дружбе». В Сингапуре же нас пригласили на ужин уже после окончания переговоров. Мы весело провели время, рассказывая о купаниях в крещенской проруби, о жизни в Сибири и наших интересах.
У меня сложилось впечатление, что для сингапурцев намного важнее понять, что ты из себя представляешь не только как исполнитель, но и как человек: чем ты увлекаешься, какова твоя внутренняя культура.